Маресьев Алексей Петрович
22 апреля 2020, 17:01

В 30-х годах прошлого столетия на Дальневосточной границе СССР было неспокойно. Происходили военные конфликты на КВЖД, боевые действия в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. В результате оккупации Маньчжурии к весне 1932 года японские войска вышли к советской границе на расстоянии 40 километров от Хабаровска. Город более чем на десять лет волею военно – политических обстоятельств превратился в прифронтовую территорию. Дальний Восток в начале 30-х годов 20 века был территорией малонаселенной, со слабо развитой экономикой и дорожной сетью. Это отлично понимали и в руководстве СССР и принимали энергичные меры к исправлению ситуации в самые сжатые сроки. В 1932 году началось строительство города Комсомольска – на – Амуре, возведение там авиационного и судостроительного заводов, других стратегических оборонных предприятий.
К отражению возможной агрессии готовились не только бойцы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, но и гражданское население всего Дальневосточного края. В это время ВЦИК СССР рекомендовал Областным Советам по физической культуре обратить основное внимание на внедрение военно – прикладных видов спорта в работу спортивных секций и кружков, учить молодёжь боевым упражнениям с оружием, совместно с Осоавиахимом развивать авиационный и парашютный спорт. В это же время по всей стране вводится знаменитый комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»).
Поэтому в городе Юности строились не только оборонные заводы, но и спортивная инфраструктура, развивались футбол, бокс, велоспорт, лыжные гонки, начались занятия по военному обучению в аэроклубе. Примечательно что Комсомольск –на – Амуре по военному обучению вышел на ведущее место в СССР и в аэроклубе этого города получил путевку «в небо» будущий Герой Советского Союза легендарный Алексей Маресьев, который в 1934 году прибыл сюда по комсомольской путёвке.
Алексей Маресьев родился в 1916 году в г.Камышине (в настоящее время в Волгоградской области). С детства мечтал стать летчиком, но состояние здоровья не позволяли ему поступить в лётное учебное заведение. Именно в Комсомольске он получил возможность заниматься в только что созданном спортивно – техническом аэроклубе в котором в начале было всего два старых самолёта. 12 июня 1937 года в газете «Амурский ударник», посвященной празднованию 5-летия Комсомольска, было напечатано, что в праздничный день в небе над городом выполнили свои первые учебные полёты «учлеты» Алексей Маресьев и Пётр Шамандюк.
Осенью 1937 года Маресьева призвали в Красную Армию. Служить направили в 12 авиационный погранотряд на Сахалине механиком самолёта Р-5. Затем в 1938 году была учёба в 30-ой читинской школе пилотов –истребителей, которая в 1939 году было переведена в город Батайск. В июне 1940 года состоялся первый выпуск курсантов, среди них был и младший лейтенант Алексей Маресьев. С августа 1941 года А.Маресьев впервые встретился в небе с врагом в районе г.Кривого Рога. Летал на фронтовом истребителе ЯК-1. В 1942 году довёл личный счёт сбитых вражеских самолётов до четырёх.
Затем он сражался с фашистами в районе Новгорода. Здесь, над Демянском плацдармом, начался его путь к всемирной славе. 4 апреля 1942 года самолёт Маресьева был подбит в воздушном бою и упал на вражеской территории. 18 суток тяжело раненный лётчик с перебитыми ногами ползком пробирался из вражеского тыла к линии фронта. Еле живой, к своим попал только 22 апреля. Потом – госпиталь, ампутация из-за гангрены голеней обоих ног, первые шаги на протезах и неумолимое заключение медицинской комиссии: «К лётной службе не годен». Но Алексей не смирился с таким приговором. Приступил к упорным тренировкам по восстановлению двигательной активности, чтобы научиться летать с протезами ног проявив при этом неимоверную силу духа и воли. И добился своего! В 1943 году медицинская комиссия допустила его к тренировочным полётам и уже с июне 1943 года старший лейтенант Маресьев прибыл в 63 –й истребительный авиаполк на Брянский фронт.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с противником спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских самолёта. За это в августе 1943 года А.Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Боевая слава об этом лётчике разнеслась во всей 15-ой воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили военные корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. А прототипом главного героя его книги послужил А.Маресьев.
Всего за время войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага. В 1946 году вышел в отставку. Свои последние вылеты на самолёте А.Маресьев совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. С 1956 года работал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В послевоенные годы, благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, которая была включена в обязательную школьную программу по литературе, он был очень известен в Советском Союзе, пример его подвига использовался в воспитании молодого поколения. Алексей Маресьев на протяжении всей своей жизни и до последних своих дней вёл активный образ жизни, участвовал во многих общественных мероприятиях. Был избран почётным гражданином городов Камышин и Комсомольска – на – Амуре. Жители города Комсомольска гордятся тем, что свои первые полёты на самолёте Маресьев совершил в их городе. Скончался Алексей Петрович Маресьев 18 мая 2001 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

  • Единая диспетчерская служба:
    8 4212 42-47-43